Как перевозчику получить разрешение на международные перевозки у Ространснадзора и не нарушить требования ЕСТР?
Инспектирующие
органы серьезно готовятся к внедрению цифровых контрольных устройств
(тахографов), и это значит, что скоро в этой области будет наведен порядок.
Наши перевозчики станут работать также как европейские! ? – не знаю какой знак
поставить в этом месте, жизнь расставит все знаки, а сейчас можно только
анализировать реальные действия и документы.
Хочу
привести несколько фактов и попытаюсь сделать выводы из полученной информации.
Факт
первый: оптимистический!
В
прошлом году был проведен семинар по подготовке инспекторского состава к
внедрению на нашей территории цифровых контрольных устройств. И хотя инспектора
начали готовиться к этому событию уже, после того как Российская Федерация
должна была внедрить на своей территории эти самые цифровые тахографы (после
16/06/2010). Но это не суть важно – важно то, что мы все же начали – и это
очень обнадеживает, что и продвинуться далее сможем быстрыми темпами.
Семинар
был призван ознакомить наших инспекторов с европейским опытом – о чем говорится
в отчете, размещенном на сайте Ространснадзора, и который можно посмотреть по
ниже приведенной ссылке:
Семинар с подготовкой
инспекторского состава Ространснадзора:
http://www.rostransnadzor.gov.ru/auto/transportcontrol/control_detail.php?ID=3091
Сам
по себе, это положительный знак – он означает, что телега тахографии сдвинулась
с места.
И в
связи с этим интересным представляется регламент Ространснадзора, проект
которого опубликован на том же сайте.
И
тут появляется – Факт второй: обескураживающий!
Давайте
познакомимся с порядком контроля, который предлагается принять и осуществлять в
инспекциях Ростанснадзора (проект).
Документ называется:
Административный
регламент
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по исполнению государственной
функции по допуску российских
перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок
Ознакомимся с текстом, который касается
контрольных устройств:
I.
Общие положения
1. Административный
регламент Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта по исполнению государственной функции по допуску российских
перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, (далее
– Административный регламент)
определяет сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, порядок взаимодействия
между ее структурными подразделениями и должностными лицами (далее –
должностное лицо), а также взаимодействие Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и
гражданами при исполнении государственной функции по допуску российских
перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и
выдаче удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек
допуска транспортных средств к осуществлению таких перевозок (далее – государственной функции).
Это область применения – она полностью соответствует ЕСТР. Далее следует пункт, который содержит ссылки
на нормативные акты, в соответствии с которыми составлен данный документ.
2. Исполнение государственной функции
осуществляется в соответствии с:
……
приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 7 июля 1998 г. № 86 «Об утверждении
Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской
Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 1998 г., регистрационный №
1651);
…..
И хотя данная
функция по нормативным требованиям пересекается с требованиями Соглашения ЕСТР, но среди ссылок,
это соглашение не указывается, но может быть, оно учитывается далее по тексту:
…..
Посмотрим:
….
3. Заявителями, в отношении которых
исполняется государственная функция, являются юридические лица независимо от
организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели (или их
законные представители), осуществляющие международные автомобильные
коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее – российский
перевозчик).
Под некоммерческими перевозками понимаются
перевозки российскими перевозчиками своих грузов за собственный счет для
производственных нужд или своих работников (на автобусах вместимостью более
9 человек, включая водителя) на транспортных средствах, принадлежащих им
на праве собственности или на ином законном основании.
…..
Это требование также близко по смыслу к ЕСТР
…..
А теперь самое интересное, что же обязан предоставить перевозчик в
Ространснадзор:
…..
7. Для
получения удостоверений допуска к
осуществлению международных автомобильных перевозок, а также карточек
допуска транспортных средств к осуществлению таких перевозок российский
перевозчик представляет в Территориальный орган Ространснадзора по месту
государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального
предпринимателя) на бумажном носителе или в электронной форме следующие документы:
…..
5)
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также
документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам,
международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные
автомобильные перевозки.
…..
Это уже прямое указание на ЕСТР, а вот
далее …
….
В документе указывается:
……
ж) тип
тахографа и последняя, по времени,
поверка тахогрофа;
….
Вот здесь то, и начинаются вопросы – где
указывается тип тахографа, в каком стандарте или нормативном акте определено
это понятие? В международных договорах указывается тип контрольного устройства
(а не тахографа).
А далее еще лучше: "поверка"
такое понятие ЕСТР не предусматривает, там указана проверка, выполненная
авторизованной мастерской (для тех, кто
не очень разбирается в терминологии – это различные процедуры).
Но с учетом ошибки в написании слова:
"тахогроф", вместо "тахограф", понятно, что должного
внимания этому устройству просто не уделяли.
А вот к чему это маленькое недоразумение
приведет – рассмотрим ниже по тексту более подробно. А пока читаем далее:
……
К документам, на каждое автотранспортное
средство прилагается копия:
……
свидетельства поверки тахографа.
…..
И опять поверка – и опять
прилагается.
По сути это, с учетом
анализа ситуации выглядит следующим образом: - "пойди туда не знаю куда,
принеси то, не знаю что". А ведь мы
не в сказке находимся – мы живем в рамках условий этого нормативного документа!
…..
Что же делать – попробуем разобраться в ситуации:
А теперь постараемся выполнить то, что от нас, на
законном основании, потребует инспектор, исходя из требований других
нормативных документов также обязательных для исполнения на территории РФ, а
именно следующих 2-х пунктов:
1.
С 16/06.2010 года
на транспортные средства, впервые вводимые в эксплуатацию, должны быть
установлены только и исключительно цифровые контрольные устройства. Это
требование законодательства, обойти которое не может ни один международный
перевозчик (Требование международного соглашения ЕСТР).
2.
Метрологической
поверке подлежат только средства измерений, занесенные в реестр средств
измерений и имеющие сертификат одобрения типа средств измерений. Цифровое
контрольное устройство к такому оборудованию не относится (Требование
законодательства РФ по метрологической поверке и аттестации средств измерений).
Вот она "вилка" – первый
пункт требует от нас установки цифрового контрольного устройства (тахографа) и
его обязательное наличие, а второй пункт относится к аналоговому контрольному
устройству (тахографу) и может быть выполнен, только с таким типом контрольного
устройства.
Почему и зачем мы вернулись в 1998 год,
когда использовался именно этот тип контрольного устройства и для него были
написаны соответствующие нормативные акты – остается загадкой.
Предположительно, рассматриваемый регламент не редактировали в соответствии с
требованиями настоящего момента, а просто переписали с документа 1998 года.
Теперь представим себе ситуацию: –
предоставляем автомобиль для получения разрешения с цифровым контрольным
устройством. Инспектор нам отказывает, по причине: – нет поверки (а ее и не может быть см. пункт 2). Платим деньги,
переустанавливаем на аналоговое контрольное устройство, делаем его поверку,
приезжаем – и нам снова отказывает инспектор, по причине отсутствия цифрового
контрольного устройства (см. пункт.1).
В таких ситуациях меня всегда
интересует вопрос: - "Почему когда составляется текст нормативных
документов и выдвигаются требования, то ни кто не проводит анализ их реальной
выполнимости. Чиновники всегда соблюдают только форму – содержание их мало
волнует, вот из-за этого то у нас и нет порядка в стране с органами управления.
Читающий эти строки российский
перевозчик уже прикидывает – как придется решать этот вопрос с инспектором – не
спешите, ниже по тексту я предложу попробовать решить проблему по-другому, а не
так как вы подумали.
Первое – следуйте только требованиям
ЕСТР – то есть у вас должно быть установлено цифровое контрольное устройство
(тахограф) – только в этом случае вы будете защищены законом.
Второе - сообщите инспектору, что его
действия, и он сам, нарушают Конституцию Российской Федерации (конкретно 15
статью, если он не в курсе). Согласно основному закону, ни какой нормативный
акт не может противоречить Конституции, а положения международных договоров имеют
безусловный приоритет над внутренним законодательством, а тем более над
ведомственными регламентами. Подробнее с этой юридической нормой можно
познакомиться в статье по ссылке: http://tachograph.ucoz.ru/publ/o_primenimosti_estr_na_territorii_rf/1-1-0-20
Исходя
из этого, обратимся к тексту ЕСТР:
Статья 10
Контрольное устройство
1.
Договаривающиеся стороны предписывают установку и использование на транспортных
средствах, зарегистрированных на их территории, контрольного устройства
согласно требованиям настоящего Соглашения, включая приложение и добавления к
нему.
2. Контрольное
устройство по смыслу настоящего Соглашения должно отвечать, в том, что касается
его конструкции, установки, использования и проверки, требованиям настоящего
Соглашения, включая приложение и добавления к нему.
3. Считается,
что контрольное устройство, отвечающее постановлению (СEE) № 3821/85 Совета от
20 декабря 1985 года, в том что касается его конструкции, установки,
использования и проверки, соответствует требованиям настоящего Соглашения,
включая приложение и добавления к нему.
…..
В этой статье четко определено – что
является контрольным устройством, и обязательство стран участников следовать
требованиям ЕСТР в части установки и использования контрольного устройства. А
также, определена юридическая сила
приложений и дополнений к ЕСТР.
Далее в тексте Приложения указано:
Приложение
Контрольное устройство
Общие положения
…..
Статья 7
Договаривающиеся
стороны не должны отказывать в регистрации транспортных средств, оборудованных
контрольным устройством, или запрещать введение в эксплуатацию либо
использование таких транспортных средств по любой причине, которая связана с
тем, что данное транспортное средство оборудовано таким устройством, если на
контрольное устройство нанесен знак официального утверждения, указанный в
статье 3, и табличка с данными об установке, указанная в статье 9.
….
Статья написана как будто бы специально
для нашей инспекции: - что стоит одна только фраза: - "не должны
отказывать в регистрации", это прямой ответ инспектору Ространснадзора.
Поэтому отказ в регистрации и требование предоставить что-то, непредусмотренное
положениями ЕСТР – является нарушением ЕСТР и, как следствие, нарушением
конституции РФ.
Для полного понимания необходимо
привести тексты ссылок, указанных в выше приведенной статье, а именно, статей 3
и 9:
…..
Статья 3
Договаривающиеся
стороны выдают подателю заявки знак официального утверждения, который
соответствует образцу, приведенному в добавлении 2, для каждого типа
контрольного устройства, регистрационного листа или карточки с памятью, которые
они официально утвердили на основании статьи 2.
…..
Глава II – Установка и осмотр
Статья 9
….
4. Для
подтверждения того, что установка контрольного устройства была произведена в
соответствии с требованиями настоящего приложения, используется табличка с
данными об установке, предусмотренная в добавлении 1 или 1В.
…..
О
чем говорят эти две статьи:
-
первое, что страны договорились о порядке сертификации контрольного устройства
– этот порядок единый для всех стран – и единый знак утверждения типа, который
признается всеми странами и дополнительной сертификации не требуется.
-
второе, что проверку (а не поверку) должны проводить утвержденные компетентным
органом (для РФ – Минтрансом) мастерские и наносить свою табличку,
подтверждающую соответствие требованиям ЕСТР данного контрольного устройства.
И в итоге – только наличие и правильное
соблюдение этих двух, официально утвержденных ЕСТР требований, должен проверять
инспектор. Почему в РФ эта процедура должна быть другой – я не понимаю. Только,
недостаточная квалификация составителей регламента, может быть причиной такой
ошибки в требованиях регламента.
Очень надеюсь, что регламент будет
утвержден без таких противоречий, чтобы не оказались крайними наши перевозчики.
И еще, ситуация актуальна уже сегодня и
я надеюсь, что кому-то эти сведения могут реально помочь выйти из ситуации
правильным и законным образом.
А теперь продолжение анекдота:
Еще один регламент Ространснадзора
(проект):
Называется он:
Административный регламент
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
исполнения государственной функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства Российской Федерации
и международных договоров
Российской Федерации
о порядке осуществления международных
автомобильных перевозок (транспортный контроль)
Вот
тут то и наступает момент истины – ведь даже в названии написано: - "за
соблюдением … международных договоров …" – уж тут-то ошибок не будет, в
этом регламенте есть прямое указание на ЕСТР.
Читаем
далее – область применения:
I.
Общие положения
1. Административный регламент Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по
контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных
договоров Российской Федерации (далее – законодательства Российской Федерации)
о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (далее –
Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность
административных действий должностных лиц Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее -
Ространснадзор) при осуществлении государственного контроля за соблюдением
порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории
Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами,
принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам (далее –
транспортный контроль).
…..
Все правильно – и соответствует ЕСТР,
далее указываются документы, на которые опирается текст регламента, и в списке
есть ЕСТР (это очень обнадеживает, что все будет правильно сформулировано далее
по тексту):
…..
Европейским Соглашением, касающимся работы экипажей транспортных
средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 01
июля 1970 г., Женева
…..
Далее дается описание процедур контроля:
…..
13.1.4. Визуальный контроль транспортного средства
…..
- контрольного устройства (тахографа) в соответствии с Европейским
Соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих
международные автомобильные перевозки Женева, 1 июля 1970 г. (далее - ЕСТР), в
части наличия пломб (п.3 гл.VI приложения-добавления 1 ЕСТР), наличия знака
официального утверждения прибора (п.3 гл.VI
приложения-добавления 1 ЕСТР), наличия таблички о периодической инспекции
контрольного устройства (тахографа) (п.3 гл.VI
приложения-добавления 1 ЕСТР);
…..
13.1.5.Документальный контроль.
……
- ежедневные регистрационные листки учета режима труда и отдыха водителя
(ЕСТР), а именно:
наличие листков за текущую неделю и за последний день предыдущей недели,
во время которых водитель управлял транспортным средством (ст. 10 ЕСТР),
продолжительность непрерывного
управления (ст. 6 ЕСТР),
продолжительность отдыха, перерывы (ст. 6, 7, 8 ЕСТР),
соответствие листков виду контрольного устройства (ст.10 ЕСТР),
ведение записей в регистрационных листках (раздел VI ЕСТР);
…..
- ежедневные регистрационные листки режима труда и отдыха водителя
(ЕСТР), а именно:
наличие листков за текущую неделю и за последний день предыдущей недели,
во время которых водитель управлял транспортным средством (ст. 10 ЕСТР),
продолжительность непрерывного управления
(ст. 6 ЕСТР),
продолжительность отдыха, перерывы (ст. 6,7,8 ЕСТР),
соответствие листков виду контрольного устройства (ст.10 ЕСТР),
ведение записей в регистрационных листах (раздел VI ЕСТР),
…..
13.1.6. Оформление результатов контроля.
….
Отметка о дате и времени контроля, заверенная подписью и персональной
печатью инспектора, делается в обязательном порядке также на следующих
документах:
…..
- в ежедневных
регистрационных листках режима труда и отдыха водителя;
…..
Все правильно и ссылка на ЕСТР
есть, и соответствует требованиям ЕСТР, но остается один вопрос – почему эти
требования опять ограничились только 1998 годом и аналоговым контрольным устройством.
А куда пропали требования Добавления 1Б ЕСТР, куда вообще пропало цифровое
контрольное устройство. Хочу напомнить, что оно стало обязательным для РФ после
16.06.2010 года, а этот документ в виде проекта появился позже и даже позже
того самого семинара, о котором я написал в начале.
Когда
же мы, наконец, догоним хотя бы 2010 год, а должны были догнать 2006 (кто
хорошо знаком с 5-ой поправкой ЕСТР поймут, о чем это я говорю).
И
уж совсем в заключение, хочу напомнить чиновникам, что уже действует 6-ая
поправка к ЕСТР, в ней тоже многое изменилось и это тоже следует учесть при
разработке нормативных документов!!!
|