Тахограф - это устройство регистрации режимов труда и отдыха водителей и пройденного пути и скоростного режима движения транспортного средства.
Это техническое определение устройства, которое на самом деле,
не проясняет сути устройства, а уводит в сторону. Потому что техническая
составляющая, для этого устройства, всегда вторична, а первичной составляющей, является
социальная составляющая, которая неразрывно связана с Соглашением ЕСТР (AETRв
варианте на английском языке).
ЕСТР – это международное соглашение полное название,
которого звучит так: - «ЕВРОПЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ». Все страны-участники Соглашения ЕСТР (в том
числе и Россия) взяли на себя обязательства обеспечить выполнение требований
ЕСТР на своей территории и способствовать в этом другим участникам всеми
необходимыми для этого средствами. Все страны принимают решение о принятии того
или иного положения Соглашения единогласным согласием с этим решением.
Процедура инициализации и принятия любого нового положения Соглашения ЕСТР
очень подробно расписана в тексте самого Соглашения. Поэтому любое ответственное
лицо, которое желает давать советы по оптимизации систем контроля обязано для
начала познакомиться с положениями этого Соглашения, чтобы не вызывать
удивления у других участников Соглашения ЕСТР.
Чтобы осознать суть понятия
«Тахограф» - необходимо дать другое определение: -
Тахограф – это устройство,
обеспечивающее выполнение требований Соглашения ЕСТР по осуществлению постоянного,
автономного и объективного контроля параметров, оговоренных в
документах ЕСТР, таким образом, чтобы обеспечить принципы неотвратимости наказания
за нарушения требований Соглашения ЕСТР и равноправия всех сторон, участвующих в
Соглашении ЕСТР.
Вот это и есть европейский
тахограф, а техническое определение, в этом случае, выглядит очень просто: - тахограф, это
контрольное устройство полностью соответствующее требованиям ЕСТР (Директива №
3821/85), включая все поправки к нему, и получившее сертификат утверждения типа
контрольного устройства согласно требованиям ЕСТР.
Другой вопрос - а каково же, основное предназначение контрольного утсройства? Вот здесь и выходят на первый план параметры контроля:
- режимы труда и отдыха водителей
- пройденный путь ТС
- скоростной режим движения ТС
- регистрация попыток манипуляции
- регистрация всех действий по управлению тахографом
- регистрация нарушений целостности системы защиты информации
- регистрация сбоев
- регистрации ошибок
- предупреждение о необходимости действий
и некоторые служебные команды.
Посмотрев на этот список, становится ясно, что нельзя так упрощать понятие тахографа, как оно дано в техническом определении устройства.
Поэтому то, какие параметры регистрируются, и как
реализована процедура контроля – это вопрос производителя, который обязан
выполнить требования единого стандарта на контрольное устройство. В ином случае
происходит принципиальное упрощение понятия устройства, до какой степени, что
полностью извращается его суть.
Чтобы техническая сторона
соответствовала действительности нужно изучить документы ЕСТР и спецификацию на
контрольное устройство (в том числе и цифровое), в противном случае, создается
впечатление, что любой способ контроля режимов труда и отдыха и скоростного
режима движения – подходит под понятие тахографа, а это далеко не так.
Определяющими факторами в понятии
тахографа являются принципы контроля: постоянный,
автономный, объективный и, самое главное, обеспечивающий неотвратимость наказания. Именно из-за
двух последних принципов: объективности
и неотвратимости наказания внедрение
тахографов встречает активное сопротивление на самом высоком уровне в каждом
государстве-участнике Соглашения. Такое сопротивление наблюдалось в Европе в
период внедрения цифрового тахографа, а сейчас будет очень активно проявляться
в России.
Такова история вопроса – ее нужно
внимательно изучить, и тогда все станет ясно и не будет возможности у
противников внедрения тахографов запудрить мозги кому-либо своими «умными» и
«наукообразными» аргументами. Показательно то, что все альтернативные
предложения, как бы они не обосновывались технически, всегда выбрасывают именно
такие две составляющие понятия устройства – как объективность и неотвратимость наказания, а самое смешное, что при
этом, именно радением за принципы справедливости такие противники и
прикрываются. А что может быть справедливее, чем контроль процесса устройством,
с которым ни как не договориться «по-хорошему», а самое главное договариваться
не имеет смысла, поскольку след нарушения не исчезает даже после того как, кто
бы и с кем бы и каким бы образом ни договорились. Да и сам инспектор,
осуществляющий контроль на дороге находится под контролем устройства и все его
действия или бездействия тоже будут зафиксированы. Попробуйте аргументировать,
что это плохо.А уж тем более смешно слушать: - что тахограф устарел - особенно из уст людей в этом вопросе совершенно некомпетентных. Таких товарищей очень хочется спросить: - "А банкомат не устарел? - может быть вы карточку обналичиваете в соковыжималке или блендере - или еще каком-нибудь более современном на ваш взгляд, - уважаемый критик, устройстве". Ну да что разоряться - критиковать всегда легче чем, что-то дельное предложить, а главное рациональное, а не надуманное.
Именно человеческий фактор был исключен разработчиками контрольного
устройства при определении требований к нему в ЕТСР. Так что, уважаемые противники
необходимости внедрения контрольных устройств (тахографов) оставьте все свои коррупционные
аргументы при себе, если собрались наводить критику на тахографы. Для начала,
внимательно изучите, что и как предлагается Соглашением ЕСТР, и какие
обязательства возложены на государства-участников. А затем, вооруженные знанием
вопроса, попробуйте законным порядком выставить свои предложения на экспертизу
профессионалов, и, если ваше предложение выдержит проверку специалистов, то
никто не закрывал дорогу новым технологиям в вопросах контроля, и все
государства-участники Соглашения ЕТСР с уважением и внимательно рассмотрят
любые интересные предложения.