Проверка контрольных устройств ЕСТР на основании статьи 11.23 КоАП РФ
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за управление или выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно преамбуле и статье 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
В теории права под правовой системой понимается конкретно-историческая совокупность системы права (в том числе системы законодательства), юридической практики, господствующей правовой идеологии, правовой культуры и правореализации в конкретном государстве. Как следует из определения понятие правовой системы шире понятия законодательство. Законодательство – совокупность законов и иных нормативных правовых актов. Согласно доктрине, законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации). Международный договор в России является источником права наравне с Конституцией, федеральными законами Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также подзаконными НПА.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – ФЗ-127) на территории Российской Федерации должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих:
× российским перевозчикам при осуществлении международных автомобильных перевозок;
× иностранным перевозчикам - перевозчикам государств - участников Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР).
× иностранным перевозчикам - перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры Российской Федерации, предусматривающие соблюдение указанного в настоящей статье требования.
Установка на транспортные средства контрольного устройства (тахографа) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств предусмотрена законодательством РФ о международных перевозках. Требования к таким контрольным устройствам, а также порядок их установки и эксплуатации закреплены в ЕСТР.
Согласно статье 5 ФЗ «О международных договорах» если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно части 3 статьи 31 ФЗ «О международных договорах» международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации. СССР присоединился к ЕСТР, и оно вступило в силу 27 января 1979 года.
Из изложенного следует, что международные договоры, в том числе Соглашение ЕСТР, являются частью законодательства Российской Федерации.
Обязанность оснащать транспортные средства контрольными устройствами ЕСТР вытекает из положений международного соглашения и ФЗ-127. Ответственность за управление или выпуск на линию транспортного средства без тахографа согласно ст. 11.23 КоАП РФ наступает, в том числе, в случае несоблюдения требований ФЗ-127.
Дополнительно следует отметить, что Приложением № 2 к Приказу Минтранса № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – приказ Минтранса № 36) установлен перечень транспортных средств, которые освобождаются от оснащения тахографами. К таким исключениям относятся транспортные средства, допущенные к международным автомобильным перевозкам и оснащенные контрольным устройством, соответствующим требованиям ЕСТР. Важно учитывать, что недостаточно просто оформить карточку МАП на транспортное средство, необходимо еще и оснастить его подходящим контрольным устройством, т.е. необходимо одновременно соблюсти 2 условия: наличие допуска к международным автомобильным перевозкам и установка на борту транспортного средства контрольного устройства, соответствующего ЕСТР. В случае допуска транспортного средства к международным перевозкам, но отсутствия на его борту контрольного устройства, такое транспортного средство подлежит оснащению тахографом.
Согласно статье 12 ЕСТР Стороны обязуются принимать все необходимые меры по обеспечению соблюдения положений Соглашения, в частности путем проведения должного контроля на дорогах и на предприятиях. То есть страны-участницы ЕСТР принимают на себя обязательства не просто обеспечить соблюдение требований ЕСТР на своей территории, но и осуществлять должный контроль за его соблюдением.
Законодательство РФ о международных перевозках содержит требование об оснащении транспортных средств контрольными устройствами. Мнение о том, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 11.23 КоАП РФ, не включает случаи установки контрольного устройства ЕСТР не является обоснованным. В-первую очередь, как уже упоминалось, международные соглашения являются составной частью правовой системы России, имеют приоритет над национальным законодательством и включены в систему законодательства РФ. Во-вторых, требование об оснащении транспортных средств контрольными устройствами содержится в национальном законодательном акте – ФЗ-127.
Из изложенного следует, что ответственность по статье 11.23 КоАП РФ наступает как в случае отсутствия на борту транспортного средства тахографа, так и контрольного устройства ЕСТР. Спекуляции на тему, что международное правовые акты не включены в национальную законодательную систему – это вопросы доктрины права. На дороге же необходимо следовать требованиям обеспечения безопасности на транспорте, в том числе ФЗ-127!
Обращаем внимание, что ФЗ-127 не содержит требования об оснащении транспортных средств контрольными устройствами, соответствующими ЕСТР. ФЗ-127 говорит нам о необходимости использования неких контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств. С чего же мы решили, что контрольное устройство обязательно предполагает под собой соответствие требованиям ЕСТР? Во-первых, обратимся к ранее выведенной формуле, позволяющей отнести транспортное средство к исключениям, предусмотренным Приказом Минтранса № 36: карточка МАП + Контрольное устройство ЕСТР. Ни о каком ином контрольном устройстве речи в Приказе Минтранса № 36 не идет! А значит, если контрольное устройство не соответствует ЕСТР – значит на транспортном средстве не установлено контрольное устройство, и должен быть установлен тахограф. Во-вторых, статьей 2 ЕСТР установлено, что положения ЕСТР распространяются на все международные перевозки, осуществляемые Договорившейся стороной и совершаемые любым транспортным средством, зарегистрированным на территории такой страны.
Требования к конструкции, установке, правилам использования и проверки контрольных устройств должны соответствовать ЕСТР, включая приложение и добавления к нему (статья 10 ЕСТР).
Из совокупного толкования правовых норм следует, что в настоящее время на территории РФ допускаются к эксплуатации только тахографы с СКЗИ – при осуществлении внутрироссийских перевозок, и контрольные устройства ЕСТР – при осуществлении международных перевозок. Никакие другие приборы, выполняющие регистрацию информации о времени труда и отдыха водителей транспортных средств, не могут быть признаны соответствующими требованиям законодательства РФ.
С Уважением,
Юрист Ассоциации «РУСТАХОКОНТРОЛЬ», Клевцова Наталия.
|