Указанный материал временно недоступен на сайте www.digitaltachograph.ru, поэтому я, с разрешения владельца, выкладываю этот материал здесь ниже по тексту: Шина CAN - Controller Area Network - эта шина передачи сигналов между устройствами входящими в систему управления, или, другими словами, небольшая сеть между некоторым количеством приборов, которые должны "общаться" между собой. Таких шин в автомобиле может быть несколько, и в то же время на шине может быть только один прибор, например тахограф, и управляющий контроллер панели управления автомобилем.
По шине CAN тахограф передает информацию в цифровом виде (аналогично передачи информации по компьютерным сетям). Кроме основной рабочей информации о количестве импульсов, коэффициенте К, скорости, пробеге, передается служебная информация о серийном номере устройств, типе устройств, номере программного обеспечения и тд. Именно служебная информация позволяет осуществлять контроль наличия и работоспособности контрольного устройства (так по стандарту называется цифровой тахограф).
В чем же проблема в согласовании шины CAN и тахографа (я не указываю модель конкретного тахографа поскольку проблема общая для всех моделей)? Проблема может встретиться в случае, когда в Россию приходит европейский автомобиль с цифровым тахографом (здесь так же ситуация общая для всех моделей), согласованным с шиной CAN автомобиля (то есть по шине передаются сигналы в контроллер приборной панели). В этом случае, если производитель автомобиля ввел в свою программу обработки сигналов - контроль работы тахографа, и происходит проверка наличия цифрового тахографа, то при замене цифрового тахографа на электронный - система управления автомобилем выдает ошибку типа: "ошибка тахографа", "отсутствие тахографа", "общая ошибка", "ошибка CAN" или аналогичные - это зависит от автопроизводителя. Таким образом, после замены цифрового тахографа на электронный, система управления автомобилем может повести себя по-разному:
- вообще не заметить замены и работать нормально (лучший вариант);
- показать сообщение об ошибке и продолжать работать (вариант приемлемый);
- показать сообщение об ошибке и перевести автомобиль в режим ограниченного управления (например, ограничение оборотов двигателя).
Как решить проблему? Только совместно с фирменным сервисом автопроизводителя, после установки и калибровки тахографа, автомобиль должен ехать на фирменный сервис, где должно быть произведено перепрограммирование панели управления автомобиля. Но для России есть рекомендация: - предварительно выяснить у фирменного сервиса есть ли у них соответствующее оборудование и программы для такой операции, потому что не все фирменные сервисные мастерские обладают таким оборудованием. Относительно мультимарочных программаторов, могу сказать, что я на последней выставке "Моторшоу" выяснял у фирмы TEXA - они сказали, что их оборудование таких операций не делает.
Как определить, что цифровой тахограф установлен на шину CAN (и соответственно ожидать проблем при замене на электронный) - например по проводам состыкованным с контактами на колодке А: - 4,7,8 или С: - 5,6,7 и иногда С8, если тахограф на шине CAN единственное устройство. При этом надо иметь ввиду, что часто в автомобиле установлен имитатор тахографа - это устройство устанавливается на автомобиль производителем, для того чтобы сигналы на шину CAN подавались правильные и панель приборов автомобиля работала в штатном режиме, а, в последствии, после продажи, был без проблем установлен нужный тип тахографа.