Приветствую Вас Гость | RSS

Понедельник, 25.09.2017, 00:03

Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Выполняет ли Российская Федерация требования ЕСТР в полном объеме?

Всего ответов: 732

Как выбрать цифровой тахограф


Какой тахограф выбрать?

 

У автоперевозчиков возникла очередная головная боль: - с внедрением цифровых контрольных устройств (цифровых тахографов), нужно понять, – а какую же модель тахографа выбрать? 

С одной стороны, все уже решено за нас. Производитель транспортного средства (правда, это касается только европейских производителей) обязан установить тахограф на заводе – это требование закона, но с другой стороны, продавец (во время заказа автомобиля) составляет его спецификацию, и в этот момент, нас, как заказчика, должна интересовать более удобная конфигурация автомобиля, чем то, что нам могут поставить по умолчанию. И совсем уж не паханое поле нас ждет в случае покупки автомобиля не европейского происхождения, в этом случае тахограф выбирать нам придется самостоятельно. Поэтому вопрос остается актуальным в любом случае.

Поскольку опыта в этом вопросе у российского потребителя мало лучше обратиться к опыту европейских коллег. И для себя составить некоторый список факторов, на основе которых делать выбор.

Внимание!!!  Первоначальный текст статьи был посвящен выбору тахографа в рамках ЕСТР, на текущий момент актуальным становится выбор тахографа и для внутреннего российского перевозчика - этому вопросу посвящена отдельная статья - ее можно прочитать по ссылке ---> Как выбрать российский тахограф? Но для полноты информации по вопросу выбора тахографа наши специалисты рекомендуют вам прочитать обе статьи. Еще рекомендуем ознакомиться со статьей, посвященной структуре российского законодательства по тахографии --> Структура НПА РФ

Если появятся вопросы - обращайтесь - +7 985 7664897 

Итак приступаем к выбору тахографа по правилам ЕСТР --->

Какие же факторы стоит учесть? Факторы лучше разбить по группам:

 

  1. Функциональные (выполнение требований законодательства);
  2. Эксплуатационные (техническое обслуживание и эксплуатация);
  3. Ценовые (затраты на обладание продуктом);
  4. Доступность (наличие на рынке).

На первый взгляд стоит учесть все факторы и сделать комплексную оценку модели, но специфика продукта такова, что ряд факторов оказываются незначительными, и их можно не учитывать при выборе модели.

Разберем последовательно все факторы:

            1. Функциональные возможности и характеристики тахографов. Специфика цифрового тахографа такова, что все модели должны соответствовать единому стандарту (это приложение к ЕСТР называемое - Annex 1B). И с точки зрения функционирования все устройства выполняют одинаковые процедуры контроля и регистрации параметров, именно те, которые требуются по закону. Иначе модель не получила бы сертификат одобрения типа устройства и не являлось бы цифровым контрольным устройством (тахографом). Некоторые производители заявляют, что их модели имеют преимущества в функциональном смысле, например: удаленную загрузку и ускоренную обработку данных – но это маркетинговые уловки, если не сказать обычное лукавство.

 

Удаленную загрузку, тем или иным способом, обеспечивают все модели, и самое интересное, чем менее она встроена в тахограф, чем она проще, чем меньше о ней кричит производитель – тем она дешевле обходится клиенту. Относительно скорости обработки данных – то здесь вообще все очень просто: - если сравнивать модели одного года производства (то есть которые используют элементную базу одного поколения), то скорость обработки будет одинаковая. А если опять-таки лукавить, и сравнивать новую модель одного производителя с моделью другого производителя пятилетней давности, то скорости окажутся различными, но это чистой воды некорректная конкуренция, а не техническая оценка производительности.

Именно поэтому рассматривать функциональные факторы не имеет смысла.

            2. Эксплуатационные факторы и техническое обслуживание. А вот в этом вопросе различие моделей существенное, каждая из моделей имеет особенности в обслуживании, в широте и возможностях технических сетей производителя, принципах работы и удобстве эксплуатации водителями, технической поддержке и наличии специалистов для подготовки и обучения персонала, и знакомства непосредственно персонала с конкретными моделями, а также гарантийным и после гарантийным обслуживанием. Поэтому эти факторы являются существенными и должны быть всесторонне обследованы.

            3. Затраты на обладание продуктом также различны для всех моделей и складываются из первичной цены на продукт, цены на установку продукта и стоимости владения продуктом. Поскольку ценовой фактор обычно используется как основной аргумент в момент принятия решения о покупке, то этот фактор также нельзя оставить без внимания.

             4. Доступность товара на рынке – для продуктов ширпотреба данный фактор является определяющим, но тахограф специфическое устройство, которое выбирается один раз для всего жизненного цикла автомобиля и с этой точки зрения, можно потратить немного усилий, чтобы приобрести то, что более подходит для эксплуатации, чем то, что находится в шаговой доступности. Я не беру в расчет ситуацию, когда фактор времени является определяющим – в этом случае совет простой: – берите то, что под рукой. Для большинства других потребителей этот фактор также можно опустить из-за его незначительности для такого устройства как тахограф.

             Итак, существенными являются только 2 фактора – на них и остановимся для оценки наиболее подходящей модели. Я не продаю модели, и не буду делать выводы: - какая из них лучше, я сделаю обзор характеристик и предложу свои рекомендации, а выбор, в любом случае, остается за потребителем.

             Начну со списка моделей – он не так уж и велик, что сильно облегчит задачу анализа характеристик. Список дам по алфавиту, чтобы никто не усмотрел приоритет в порядке перечисления моделей.

  1. Actia SmarTach
  2. DTCO 1381
  3. Efas 3
  4. SE5000

Поскольку первый вопрос это всегда вопрос цены, то и начну с нее.

 

Цена вопроса!

 

  1. Оценка стоимости приобретения тахографа: – здесь оценить можно только розничные цены в Европе, поскольку в РФ рынок пока не сложился. Цены для мастерских и заводов, а также оптовые цены могут иметь абсолютно другое соотношение и рассматриваться здесь не будут. А по розничным ценам картина очень простая Efas3 и Actia SmarTach борются за вторичный рынок (поскольку он для них основной) и их ценовое предложение самое низкое, цены SE5000  и DTCO выше и конкурируют друг с другом, но по величине они паритетны (поскольку вторичный рынок для них намного меньше первичного, который является основным).
  2. Оценка стоимости установки – складывается из двух составляющих – собственно установка и доступность мастерской готовой на установку тахографа данной модели. Оценка стоимости собственно установки во всех мастерских одинакова – она регулируется рынком. А вот стоимость поиска мастерской, которая будет готова к установке той или иной модели – может превысить разницу в цене. Это связано с подготовленностью сети мастерских к установке конкретных моделей. Мастерские для установки той или иной модели должны получить специальные знания у производителя, специальную техническую документацию мастера, техническую поддержку производителя и главное опыт работы с данной моделью. А в РФ этот фактор вообще может быть определяющим – у нас расстояния огромные, и стоимость доставки транспортного средства к установщику может  быть очень существенная. И, несмотря на декларацию о готовности всех мастерских работать со всеми моделями, на практике это не так. Поэтому, опираясь на реальные факты, надо отметить, что сервисная сеть 2-х производителей работает давно и имеет широкое представительство, а сеть 2-х других производителей – практически не имеет опыта, да и сети-то фактически нет. Мастерские, обслуживающие DTCO 1381  и  SE5000, проходят ежегодную переподготовку у производителя, используют запчасти, поставляемые по официальным каналам производителя, используют техническую поддержку производителя, имеют техническую документацию соответствующего уровня и главное имеют опыт, накопленный годами. Появившиеся в 2010 году мастерские Actia SmarTach и Efas 3 ничего из вышеперечисленного не имеют. Поэтому стоимость установки двух последних моделей может существенно превышать экономию на их приобретении.
  3. Стоимость владения зависит от стоимости требуемого технического обслуживания и тех дополнительных запасных частей, которые используются при этом обслуживании. Этот вопрос очень специфичен и знаком только специалистам мастерских, но после оценки стоимости обслуживания можно сделать вывод о стоимости, исходя из требуемых периодических замен и расходных материалов. Здесь затраты распределяются так:

            - SE5000 – наименьшие затраты – не требует замены аккумуляторов. Контактные   площадки закрыты и не требуют регламентной чистки контактов.

            - Actia – аналогично, но затраты больше – не требует замены аккумулятора, но        требует его подзарядки в период хранения на складе и чистки контактных            площадок.

            - DTCO 1381 – затраты больше – требует замены аккумулятора, чистки контактных            площадок.

            - Efas 3 – затраты еще больше, поскольку также требует замены аккумуляторов, но доступность сменных аккумуляторов ниже чем у DTCO, а следовательно их цена выше, чистка контактных площадок также требуется.

 Таким образом, вопрос цены не однозначен и первоначальная низкая стоимость с лихвой компенсируется стоимостью владения и установки, а в совокупности сильно превышает ее. Поэтому вывод – "не гонялся бы ты поп за дешевизной!".

По этому фактору наша рекомендация: или DTCO 1381 или SE5000. Если уж так принципиально первоначальные затраты сделать низкими – то Actia SmarTach – поскольку дешевле обойдется эксплуатация.

Но все же не цена является существенным фактором при выборе тахографа – а эксплуатационные качества и техническое обслуживание.

Эксплуатационные факторы оценки тахографа!

Чуть выше мы уже рассмотрели вопрос доступности технического обслуживания с точки зрения установки конкретной модели, но кроме этого тахографу требуется корректное периодическое обслуживание и возможность восстановления системы в случае ее сбоя. В этом вопросе ситуация аналогичная выше описанной – подготовленные и квалифицированные мастерские, которые накопили достаточный опыт работы, есть только у моделей DTCO и SE5000. А это важно, поскольку отсутствие опыта скажется на качестве выполнения технологических операций, и, как следствие, может привести к выходу тахографа из строя, а его замена - это затраты и не малые.

 Для анализа поддержки технических сетей мастерских у каждого из производителей необходимо оценить – наличие горячей линии поддержки, постоянного обучения персонала, наличие документации для мастеров и сертификатов производителя, наличие складов на территории государства, наличие официальных каналов поставок в страну от производителя, наличие опыта и множество иных факторов.

 После всесторонней оценки этих фактов – вывод по этому параметру однозначен: выбирайте модель: DTCO 1381 или SE5000, у других производителей этот вопрос не решен до конца даже в Европе, я уж не говорю о России. Я не беру в расчет громкие декларации – я оцениваю реально сложившуюся ситуацию.

 И все же самое главное это эксплуатационные качества, именно на их основе нужно сделать вывод.

 К эксплуатационным качествам относятся: 

  1. Удобство в эксплуатации
  2. Доступность и стоимость обслуживания (этот фактор уже разбирался выше)
  3. Знакомство персонала с конкретной моделью (связано с дополнительным обучением персонала и затратами)

Знакомство персонала напрямую связано с распространенностью модели на рынке – и здесь все очень просто – по этому признаку можно указать модель DTCO 1381, как самую распространенную, и следом за ней модель SE5000, остальные две модели представлены единичными случаями. И если Actia еще встречается на автомобилях китайского и турецкого производства, то Efas3 только в 2009 году получил сертификацию и на рынок практически еще не попал. Поэтому водители знают только модели DTCO 1381 и SE5000, уже привыкли работать с ними и никакого смысла не имеет затруднять их, и без того тяжелый труд, освоением новых моделей. Администрация также привыкла к этим моделям, мастерские по их обслуживанию более доступны и соответственно цена обслуживания меньше.

 А теперь самый главный фактор – удобство эксплуатации тахографа – водителю с ним ездить много лет, от правильной и удобной эксплуатации зависит и количество штрафов, и дополнительные затраты водителя.

Самый главный фактор – наличие русского языка в меню тахографа и соответственно в руководстве по эксплуатации тахографа.  Желательно, чтобы русский язык был в меню тахографа, но реалистичный срок появления русифицированных моделей на конвейере производителей - это середина 2011 года, когда поставщики смогут обеспечить поставки таких моделей на заводы, производящие транспортные средства. Это несомненно важный параметр – водителю и так будет сложно осваивать цифровой тахограф по пиктограммам – поэтому нам остается ожидать, когда у него появится возможность получать пояснения на русском языке.

 Самая современная модель производства фирмы Continental - это DTCO 1381 версии 1.3, эта модель имеет более быструю загрузку данных ( в отличии от предыдущих версий 1381); удобные дополнительные отчеты для водителя: - привязанные к местному времени, режимам занятости; позволяет настроить переключение режимов занятости автоматически; позволяет настроить режимы подсветки экрана.

 Модель SE5000 версии 7, производства фирмы Stoneridge Electronics, также является самой последней моделью этой фирмы, она также  имеет более быструю загрузку данных; крупные значки пиктограмм (во весь экран) специально для водителя, – чтобы было легче и быстрее их разглядеть со своего места; понятное обозначение кнопок (введено по просьбе водителей); меню ручного ввода с интуитивными подсказками (изменено по просьбе водителей); предварительная распечатка данных ручного ввода, чтобы проверить правильность ввода данных (дополнено по просьбе водителей); дополнительные отчеты в формате местного времени; настройка автоматического включения режима занятости водителей при включении/выключении зажигания.

Модель Actia SmarTach – пока не декларирована в качестве русскоязычной и никаких сведений по планам ее русификации не опубликовано. По модели Efas3 вообще мало сведений – и хотя есть заявления о наличии кириллицы в тахографе, но нет конкретных и официальных сведений о наличии русского языка. Поэтому пока придется воздержаться от рекомендаций относительно этих моделей.  

 По результатам анализа можно рекомендовать модели: DTCO 1381 версии 1.3 или SE5000 версии 7, тем более, что на примере этих моделей построены обучающие программы, созданы обучающие фильмы, есть множество справочной и технической информации.

Выбор модели тахографа

Я рассмотрел характеристики моделей цифровых тахографов с различных сторон и с анализом различных факторов. Надеюсь, что изложенная в этом обзоре информация позволит вам определиться с выбором в вашем конкретном случае, если мой обзор был вам полезен – я очень рад, что смог прояснить туман вокруг цифровых тахографов.

 

Выбор за вами, если вам понадобятся дополнительные сведения или рекомендации в вашей конкретной ситуации, то пишите письмо по адресу: training@tahograph.ru, и вы получите мои рекомендации именно для вашей ситуации.

 Кроме этого может возникнуть вопрос по загрузке данных из памяти конкретных моделей тахографов (что является обязательной процедурой для автоперевозчиков), хотя эта процедура в обзоре и не рассматривалась, но она также является актуальной, и я готов дать по ней конкретную консультацию по электронной почте – пишите. Загрузка и обработка данных из памяти цифрового контрольного устройства - это отдельная тема, требующая широкого освещения, но необходимо понимать, что данная тема: - устройства загрузки данных, программы их обработки и анализа, ни коим образом не связаны с производителями автотранспортных средств, а уж тем более с моделями тахографов - эти технические средства универсальны и выполнены в соответствии с требованиями стандарта Annex 1B.

ВНИМАНИЕ!!!

С момента написания статьи прошло значительное время - ситуация кардинально изменилась, появились новые требования законодательства относительно установки цифровых тахографов - поэтому вношу коррективы в рекомендации описанные выше:

1. С 1 октября 2011 года оснащать ТС можно только цифровыми тахографами, прошедшими сертификацию по так называемым: "Правилам 1 минуты" - это новые требования к алгоритмам округления времени вождения.

2. Тахографы, работающие по Правилам 1 минуты, - дают дополнительно от 15 до 45 минут времени вождения ежедневно - а это дополнительные рейсы в неделю и окупаемость самого тахографа, за счет дополнительных рейсов, приблизительно за месяц. 

Исходя из вышеперечисленных положений - покупать тахографы, несоответствующие "правилам 1 минуты" - не имеет никакого смысла, ни с точки зрения законодательства (поскольку разрешено устанавливать только такие модели), ни с точки зрения здравого смысла - поскольку экономически, это очень дорого по эксплуатационным расходам.

Какие же модели соответствуют "правилам 1 минуты" - это 2 модели: DTCO 1381 Continental версии 1.4 и SE5000 Exakt Stoneridge. Эти модели производства 2011 года - поэтому и по конструкции они самые современные.

Последние новости - появилась еще одна модель с правилом 1-ой минуты: - в 2012 году прошел сертификацию тахограф Efas4. Теперь 3 модели соответствуют требованиям ЕСТР для установки на ТС после 01.10.11

Время прошло очередной этап изменения требований - это 01.10.12 после этой даты можно устанавливать цифровые тахографы, соответствующие требованиям по наличию второго - подтверждающего сигнала движения ТС. Под эти требования сертификацию прошли только 2 тахографа:

SE5000 Exakt DUO и VDO DTCO rev 2.0, я перечислил их в порядке получения сертификатов - сертификаты получены соответственно весной и летом 2012 года. Установка других моделей начиная с 01.10.12 - ЗАПРЕЩЕНА законом - обратите на это внимание при заказе ТС или тахографов.

Но учесть нужно еще несколько требований: датчик должен устанавливаться только Китас2+ - это антимагнитный датчик ("+" именно об этом и говорит), а также тахограф должен получать второй независимый сигнал о движении ТС. Нарушение этих требований приведет к признанию вашего тахографа не соответствующим ЕСТР и наложению штрафа в значительном размере.

А теперь если с выбором в рамках ЕСТР вы уже разобрались - можно перейти к выбору тахографа для внутреннего российского транспорта по ссылке: ---> "Как выбрать российский тахограф?"

 

 Эксперт некоммерческой ассоциации в сфере развития тахографического контроля в России – Мирошин Геннадий Святославович, +7 (495) 7664897